Ценные указания для налоговой милиции: полезно и снова незаконно


      ГНАУ обобщила процедуру проведения проверок, изъятия и оформления документов органами налоговой милиции.

      Понятно, что столь основательный труд готовился с тем, чтобы помочь сотрудникам соответствующих подразделений изучить свои права и полномочия. Однако ознакомиться с документом будет не лишнее и руководителям предприятий, чтобы возможные действия налоговых милиционеров не стали неожиданностью. "Контракты" решили упростить эту задачу. Методические рекомендации относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности (оформлены в Письме ГНАУ от 19.11.2002 г. № 17932/7/26-4017) выглядят вполне солидно: никаких голословных утверждений — все подкреплено ссылками на нормы законов. Тут бы самое время обрадоваться простому налогоплательщику, мол, конец беспределу налоговой милиции — что- что, а предписания своего руководства фискалы выполняли всегда. Если бы не одно "но": главный налоговый офис искусно расширил возможности своих оперативников.

      В некоторых случаях ГНАУ допускает явные ошибки. Скажем, согласно Рекомендациям, налоговой милиции подследственны преступления по ст. 258 "Террористический акт", обнаруженные во время расследования ею профильных преступлений. На самом же деле указанные преступления должны расследовать (ст. 112 УПК) органы СБУ. В других — слишком вольно пересказаны действующие нормативы. По мнению ГНАУ, законным распоряжением работника налоговой милиции уже является наличие письменного запроса.

      Юристы же обращают внимание на то, что в таком запросе должны быть обязательно приведены обоснования изложенных в нем требований для того, чтобы его счастливый получатель имел возможность определиться в его законности.

      Предлагаемые формы запросов — особая тема. Скажем, вместо тактичного "просим предоставить", бьют в лоб "вам необходимо предоставить" и сразу — напоминание о наказании за возможный отказ. Хуже всего, что документ может стать одним из методов психологического давления на собственников и руководителей предприятий.

      Конечно, все знают, что письма налоговой — не нормативный акт, а значит следовать содержащимся там указаниям не обязательно. Однако каждая такая бумажка все же внушает большинству предпринимателей "священный трепет".

Особенности проведения проверок

      Необходимость проведения проверки предприятия оперативный сотрудник налоговой милиции должен обосновать в специальном рапорте. Перечень сведений, подлежащих обязательному указанию, весьма внушительный: от данных об СПД и предполагаемых нарушениях, которые он допустил, до "расчета сил и средств" (количество оперативных работников налоговой милиции, работников подразделений доследственных проверок, физической защиты, понятых). Впрочем, проверить, соблюдены ли милиционером все указания по составлению рапорта, плательщику не удастся. Поскольку эта бумага является внутренним документом.

      Иное дело — действия налоговой милиции в ходе проверки. Тут Рекомендации предоставляют сотрудникам практически полную свободу. В частности, если такая проверка осуществляется по оперативной информации, то так называемый "план реализации" может предусматривать и беспрепятственное проникновение в помещения субъекта предпринимательства; и недопущение в места осуществления проверки сторонних лиц ( а ведь таковым вполне может оказаться и ваш адвокат!); и применение технических средств фиксации действий должностных лиц субъекта предпринимательства, деятельность которого проверяется, в том числе прослушивание телефонных разговоров (!) с целью раскрытия преступлений. Понятно, что противостоять применению таких мер предприятию вряд ли удастся. Так что, прошедшему через это СПД придется выяснять отношения с проверяющими пост-фактум, в зале суда.

Особенности изъятия документов


      Наиболее болезненный для предприятия вопрос — выемку оригиналов первичных документов Рекомендации предлагают решать следующим образом: "если у работника налоговой милиции возникла необходимость провести проверку и изъять оригиналы финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов плательщика налогов в административном порядке, то — необходимо подготовить письменный запрос с требованием представления оригиналов документов на основании п. 24 ст.11 Закона Украины "О милиции" и ст.22 Закона Украины "О государственной налоговой службе".

      При этом почему-то ГНАУ не упоминает положений Закона "О порядке погашения...", где четко прописывается: изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов происходит исключительно в случае применения ареста активов. В иных случаях изъятие оригиналов этих документов, кроме изъятий, производимых согласно уголовно- процессуальному законодательству, не допускается. А ведь нормы этого закона имеют приоритет в сравнении с аналогичными нормами других нормативно-правовых актов.

      Безусловно, неприятно пощекочет нервы менеджеров угроза применения мер административного влияния за отказ предоставить документы по требованию налоговой милиции. В частности, Рекомендации советуют применять к "нарушителю" статью 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.." (предусматривает наказание в виде штрафа от 8 до 15 н. м. д. г. или исправительные работы от 1 до 2 месяцев, в худшем случае — административный арест сроком до 15 суток).

      Однако и это следует воспринимать исключительно как метод психологического давления. Ведь налоговая милиция — это подразделение налоговой службы, а не МВД. И ни один из законов не дает фискалам прямого права использовать упомянутую в Письме ГНАУ статью Кодекса. Хотя, и оставлять запрос незамеченным, юристы тоже не советуют. Очевидно, его получение — повод обсудить со своим адвокатом возможные варианты защиты предприятия от нежелательных визитов фискалов. Ибо они уж точно так просто не оставят в покое строптивую компанию.

Елена ДОБРОНРАВОВА




Перейти на главную страницу
Hosted by uCoz